Юндрунг Бон

Одна из самых древних духовных традиций мира, с уникальным богатым наследием.

Бон — так обычно называют добуддийскую религию древнего Тибета — коренная культура и традиция народов гималайского региона, одна из самых древних духовных традиций мира, с уникальным богатым наследием, линия передачи которой не прерывается и сегодня.

К сожалению, на протяжении длительного периода времени эта религия во многом была объектом неправильного понимания как в Тибете, так и на Западе, ее ошибочно отождествляли с примитивным шаманизмом и анимизмом. Причиной такого заблуждения является то, что само слово «бон» первоначально обозначало различные существующие религиозные и магическо­ритуальные традиции, основанные на общих для всего паназиатского шаманизма элементах.

Этимологически слово «бон» происходит от глагола «бон па» — «произносить магические формулы», оно означает речевые действия, такие как песнопения, чтение вслух, призывания и т. п. Но этот народный бон следует отличать от высших форм религиозной культуры, носящих то же имя, от духовного пути просветления, сравнимого с буддийской традицией индийского происхождения. Это высшее Учение хорошо известно как Юндрунг Бон, или Вечный Бон, и исторический источник этого Учения — древнее царство Тагзиг в Центральной Азии и Будда Тонпа Шенраб, который жил в Тагзиге около 18000 лет назад.

Хотя бонпо — последователи четко оформленной религии, которая официально признана в ряде стран, многие ее принципы и доктрины совпадают с принципами буддизма, и существенная разница между этими традициями заключается, главным образом, в происхождении. Все четыре школы тибетского буддизма (ньингма, сакья, кагью и гелуг) относятся к исторической фигуре Шакьямуни, как к основателю и источнику традиционных учений. В то время как бонпо изначальным источником своей традиции считают не индийского принца Сиддхартху Гаутаму, а другого принца — Шенраба Миво, явившегося как будда в более древнюю эпоху в месте под названием Олмо Лунринг, в Тагзиге, в иранской Центральной Азии. Духовный путь освобождения, проповеданный Тонпа Шенрабом, получил распространение в древнем царстве Шанг-Шунг в Западном Тибете, а оттуда был принесен в Центральный Тибет, где просуществовал до наших дней.

На протяжении веков Учение Юндрунг Бон периодически подвергалось гонениям и несколько раз за свою историю находилось под угрозой полного исчезновения. В XX веке благодаря непрестанным усилиям старейшин традиции Бон и их помощников были построены монастыри и центры по изучению этой древней культуры за пределами Тибета. Многие заблуждения относительно религии Бон постепенно рассеиваются благодаря интересу к этой традиции научного сообщества и исследованиям, которые проводят ученые всего мира.